На машине в Финляндию: из Питера в Ювяскюля

Версия для печати Комментарии (1)

Из Санкт-Петербурга

Полагаю, не стоит расписывать в деталях путь из самого Питера до границы. Самый неопытный российский водитель способен рассказать об особенностях езды на автомобиле по территории России не в пример больше, чем автор этого текста. В самом деле, чего интересного может написать украдкой выползающий на шоссе «Скандинавия», озирающийся и перепуганный водитель, закончивший (правда давно) финскую автошколу? Хотя, с другой стороны, незамутнённому взгляду открываются разные нюансы путешествия в Финляндию на своей машине.

Понятно, что поездка на машине в Финляндию начинается с путешествия по России. Чтобы не утомлять опытных и местных водителей долгими и нудными описаниями трудностей дороги по российской стороне, сразу телепортируем их вниз по тексту в Выборг, ближе к таможенному досмотру. Если вы из Москвы – смело к ним присоединяйтесь, трудно найти условия для вождения сложнее, чем ваша повседневность. Остальным, опытным и не очень, постараюсь заострить внимание на некоторых вещах.

Выезжая на автомобиле из Санкт-Петербурга, и увидев знак окончания черты города (еще один признак – поток начинает разгоняться до 90 и более км/ч), не обольщайтесь. Там еще впереди неожиданно попадутся Лисий Нос и Сестрорецк, с городским ограничением в 60 км/ч, внимательнее – дорожная инспекция не дремлет и бодро отлавливает нарушителей. Благо мест для скрытых засад полно, а встречные потоки разделены весьма широкой лесополосой, так что даже предупредительное моргание дальним светом увидеть затруднительно. Вы, кстати, тоже на этом участке (примерно 40 километров от Санкт-Петербурга) в тёмное время суток (то-есть - зимой) не страдайте излишним альтруизмом, ваши мигания встречным будут малозаметны, но будут слепить и раздражать тех, кто впереди.

В селении Лисий Нос, справа по ходу движения (если считать, что мы едем из Питера) проходит железная дорога, по которой ходят местные электрички. Сделайте над собой усилие, не обращайте на них много внимания (а они притягивают взгляд!), электрички обычно на встречку не выскакивают. Лучше обратите внимание на дорогу – она там четырехполосная, но лучше держаться левой полосы, потому что правый край весь утыкан канализационными (или еще какими) люками. Открытых ни разу не видел, но чем чёрт в лице коммунальщиков не шутит, да и эти люки сами по себе представляют неприятные неровности.

После Сестрорецка будьте внимательней, там попадется пару неудобных мест-развязок типа «угадай правильное направление». Указатели на Выборг там, разумеется, есть. Но и ограничение стоит «40», а эти знаки, похоже, сразу устанавливают в комплекте с нарядом ДПС. Выискивая нужную надпись, можно пропустить этот знак (хотя там повороты крутые, быстро не поносишься). По себе заметил, даже если знаешь об этом месте (но давно не ездил там), то немного дергаешься: «Блин, а куда... а-а-а, во! Выборг! Ой, знак сорок... Ого, какой у вас жезл длинный, товарищ инспектор патрульной службы...».

Далее, собственно, и начинается нормальная трасса. Правда, первые километров пятнадцать – двухрядная и извилистая. Обгонять опасно, потом наверстаете, будет посвободнее. Нет, четырехрядной дорога не станет, официально она останется двухрядной. Добавятся широченные обочины. Остаётся неразрешимой загадкой, почему при огромной загруженности этого шоссе и постоянного трафика караванов дальнобойщиков (плюс просто тихоходных грузовиков) в обе стороны, не была построена четырёхрядка.

Дальнобойщики и тихоходы, надо признать, не зверствуют и почти всегда сползают частично на обочину (особенно финские), пропуская более скоростные транспортные средства. Злостным «непропусканием» грешат, обычно, только прибалтийские водители. Так что зачастую можно обогнать несколько «длинномеров» вообще без пересечения разделительной линии. Но это в идеальной ситуации. В условиях суровой российской действительности на обочине обязательно может что-то стоять. Летом, например, полно грибников и ягодников, бросающих машины напротив приглянувшегося участка леса. В результате чего может возникнуть неприятная ситуация, когда грузовику уже надо возвращаться обратно, а вы его еще недообогнали. Приходится, по возможности, следить и за правой стороной тоже.

Но вот, мы обогнали этакий «паровозик» из нескольких дальнобойщиков и дорога впереди свободна. И что? Можно гнать и расслабиться (до следующего «паровозика»)? А вот и нет. Потому что встречным тоже обгонять надо, даже если обгоняемому нет места справа, чтобы пропустить назойливого гонщика. В нормальном варианте, водитель при обгоне должен быть железно уверен, что он успеет завершить манёвр (вернуться на свою полосу) до пересечения со встречным транспортным средством. В реальности это трансформируется в то, что «обгоняющий водитель надеется, что водитель встречного транспортного средства находится в адекватном состоянии медитативной концентрации на процессе езды и успеет заметить выезд встречного на свою полосу и уклонится, приняв вправо, насколько возможно».

В вышеописанном случае, кроме как поднакопить денег и купить себе танк, можно порекомендовать держаться правее и следить за встречными грузовиками – именно из-за них выскакивают вечно куда-то спешащие сограждане планеты Земля. И обязательно включите ближний свет в любое время суток (там даже на самом шоссе щит с предупреждением стоит), что принесёт изрядную пользу, сделав вас заметнее встречному потоку.

Приготовления в Выборге

Где что купить в Выборге – тоже оставлю на ваше усмотрение. Там бизнес налажен, полно магазинчиков «24 часа», есть большой супермаркет, правда в нём действует временное ограничение на продажу алкоголя (ночью не купить). В любом случае между таможенными пропускными пунктами есть еще два магазина для забывчивых. Единственное, что посоветую – подзакусить где-нибудь, так как пути таможни неисповедимы, можно и три часа в очереди на границе с Финляндией провести. Особенно надо помнить, что ввозить в Финляндию на одного человека можно:

  • водки и других крепких напитков – 1 л. («мартини» - тоже сюда относится, не лопухнитесь, как я однажды!)
  • пива – 16 л.
  • полный бак бензина (солярки) вашего автомобиля, плюс – 10 л. в канистре
Остальные ограничения очень хорошо описаны в таможенной брошюре на русском языке (pdf).

Также, из-за всеобщей истерии по поводу «свиного» гриппа сейчас очень ужесточились правила ввоза продуктов (позапрещали почти всё, что можно).

Пересечение границы России с Финляндией

Теперь приступим к самому важному – пересечению границы. Попасть на машине в Финляндию можно различными путями. В Центральную Финляндию (и в Ювяскюля, в частности) короче будет ехать через финский приграничный город Лаппенранта (Lappenranta). Соответственно, границу надо пересекать через контрольно-пропускные пункты «Брусничное» (российская сторона) и Нуийамаа (Nuijamaa – финская сторона). Не надо ломиться в сторону Хельсинки (Торфяновка-Ваалимаа) – накатаете под сто лишних километров. Есть еще КПП «Светогорск» (с финской стороны – «Иматра»), но этот пункт пересечения границы находится дальше от Выборга и Лаппенранты, и более удобен для жителей Карелии, едущих не из Выборга. Если вы впервые в Выборге и слегка потеряли географическую ориентацию – спросите любого местного водителя, он вам пальцем покажет, куда рулить, там ничего сложного. Лично я, если вдруг «закружился», то просто начинал ехать «по солнцу» в примерном направлении и обязательно попадал или на уже знакомую улицу, или прямиком к вокзалу, откуда выехать – пара пустяков. Да и не было надобности куда-то ездить с привокзальной площади, разве что в большой супермаркет. Магазины «24h» рядом, кафе – рукой подать, заправка – есть обычная, и «Несте» (для любителей более качественного бензина). В принципе, в Выборг можно вообще не съезжать с трассы, а прямиком рулить в приграничную зону.

Въезд в приграничную зону начинается после пересечения Сайменского канала с небольшого КПП, где у вас посмотрят паспорта (приготовьте их заранее, чтобы не задерживаться). Ничего особенного, просто проверка на предмет того, имеете-ли вы право вообще въехать в этот район. Наличие загранпаспортов с визами – более чем веское основание. Если вы не заправились ранее – то одна заправка есть сразу после этого КПП, другая – километров через десяток (это всё ещё на российской стороне). Дорога там очень узкая и извилистая (ограничение «60»), лучше не гонять, особенно зимой. Ближе к самой таможне дорога пересекает Сайменский канал два раза, через разводные мосты (там шлюзы для водоплавающего транспорта) – будьте осторожнее. Мосты очень узкие, с приоритетом направления движения. Две легковушки разъедутся, а вот с грузовиками лучше не спорить. Плюс еще одна малоприятная особенность: очередь из «дальнобойщиков» может протянуться от таможни на несколько километров, грузовики займут половину дороги, и вам прийдется остаток пути аккуратно ехать по встречной полосе, прижимаясь вплотную к справа стоящим фурам.

Длина очереди на российской таможне – величина плохо предсказуемая. Наиболее нагруженными получаются вечер пятницы (все ломятся отдыхать, причём – в обе стороны), и на вечер воскресенья (все возвращаются). Перед большими праздниками (особенно если у финнов эти праздники совпадают с российскими) вероятность застрять в очереди увеличивается в разы. С другой стороны, трафик минимален в утро любого буднего дня (видимо – все на работе) и в воскресное утро (мало кто рискует приезжать на финскую таможню с отчётливым перегаром). Внимание: если у вас в машине есть дети возрастом до 1 года (возможно даже до трёх лет, точно не знаю), то вы имеете право пройти таможенный досмотр на российской стороне вне очереди. Более точно ситуацию на таможенных пунктах с российской стороны можно посмотреть на установленных вебкамерах. Ну а как вести себя с людьми при исполнении – вы и сами прекрасно знаете. «Улыбаемся и машем», как пингвины из популярного мультфильма. Шутки на любой таможне понимают очень плохо.

После успешного прохождения досмотра и посещения двух магазинов «tax-free» вы попадаете на последний российский КПП, где у вас просто проверят наличие штампов о прохождении пограничного контроля. Далее уже Финляндия. Не так давно финны выстроили новый контрольно-пропускной пункт, и теперь очередей у них практически нет. Хотя людей в форме практически не видно. Как это у них получается – ещё одна загадка.

С этим новым финским пограничным пунктом случилась одна стандартная российская хохма. Финны – народ пунктуальный, выстроили всё точно в сроки, собрались запускать... а дороги с российской стороны и нет. Разразился скандал, господа россияне потом этот новый участок шоссе ударными темпами в три смены лепили так, что лес гудел.

Итак, мы как раз проехали этот стахановский отрезок пути. При въезде на территорию финского пограничного пункта стоит ограничение 20 км/ч. Сильно рекомендуется требования именно этого знака выполнить точно, так как там стоит фотокамера, которой надо зафиксировать ваше авто и номера на нём. Вспышка ярко-жёлтая (противотуманная), не пугайтесь, вы ничего не нарушили, фотографируют всех подряд (сзади). Далее следуйте указаниям знаков и светофоров (все очевидно и наглядно, любой разберётся).

При прохождении финского пограничного контроля для себя рекомендуется выбрать нордический стиль поведения: не суетиться, не лезть, не спешить, громко и много не хохотать, быть серъезным. Эти шуток вообще не понимают. Обычно, дело ограничивается парой вопросов и проверкой паспорта. Хотя могут избирательно напустить на ваше транспортное средство антинаркотическую собаку, обшарить на предмет нелегальной водки и сигарет салон, багажник и капот (да-да, запросто). Сделайте каменную физиономию, показывая, что вам все эти досмотры по-барабану, так как вы честный человек.

Очень важно знать то, что русский язык финские пограничники знают очень хорошо, несмотря на то, что говорят медленно и с жутким акцентом. Говорить им по-русски и правда очень трудно (а может и хитрят), но понимают практически всё. Избегайте неосторожных шуток в их адрес, в адрес Финляндии вообще, даже при общении со своими друзьями около машины. Мне рассказывали случай, когда с одним товарищем ехал молодой (и глупый) парень. Этакая вымахавшая недоросль. На подъезде к финскому пункту (еще старому) высунулся в окно и, весело гыгыгкая, вопросил: «Ну и где тут эти клоуны?». Смирно стоявший до этого в тени здания замученный летней небывалой (+25 градусов) жарой финский служивый (далековато, кстати, был) услышал всё это, разобрал, понял что к чему (!), «вышел из сумрака» и молча, не меняя выражения лица, показал пальцем на путь возврата в Россию. И хорошо, что без последствий (занесений в базу данных и прочее) – товарищ потом проехал через пункт Торфяновка-Ваалимаа, ограничился только лишними накатанными километрами.

Не забываем про страховку на транспортное средство. Она обязательна. Если у вас её нет – финны предложат приобрести её на месте. Разумеется – по «особым» расценкам. Недавний случай (на новогодние праздники 2009-2010): чтобы сутки поколесить по новогодней Финляндии пришлось отдать за страховку 100 евро.

Когда менять колёса (резину) в Финляндии?

Согласно официальным правилам дорожного движения, зимнюю резину (с шипами или без) ОБЯЗАТЕЛЬНО использовать с начала декабря, по конец февраля. В зависимости от погодных условий, ДОПУСКАЕТСЯ (но не обязательно) использовать зимнюю резину с ноября по конец марта.

В случае экстремальных погодных условий возможно превышение указанных пределов. Так как "шиповки" сильно портят дороги, в любой другой период времени въезд на территорию Финляндии на шипованной резине запрещён!

В реальной жизни, мы тут меняем колёса во второй половине апреля, ближе к концу месяца (на летние). А то снег и в мае зарядить может. Соответственно, зимние одеваем в конце октября, заранее. То есть, полиция в октябре и апреле не обращает внимание на зимние шины - это спорные месяцы, как минимум — ночью можно нарваться на подмерзшую лужу.

По Финляндии на атомобиле: как ориентироваться на местности

Дальше все очень просто. Знаков, указывающих направление движения, в Финляндии очень много. Для того, чтобы попасть в Ювяскюля (Jyväskylä), следует просто придерживаться трассы номер 13 (номера трасс на знаках направлений обозначаются как красный квадрат с белым номером). Это маршрут от границы, мимо Лаппенранты, через Миккели (Mikkeli). От самой границы следите за указателями «Lappenranta», но в сам город не едем (туда будет боковой съезд с шоссе). Как проехали Лаппенранту – ищем указатель Mikkeli (это будет поворот с текущей дороги направо). Въехали в Миккели? Едем прямо (по правой полосе), никуда не сворачиваем, пока не попадется знак «Jyväskylä» (направо). «Переползёте» на другую дорогу, проедете по ней немного, и увидите опять указатель «Jyväskylä» (направо) – всё, вы выехали из Миккели на прямой путь до Ювяскюля. Будьте осторожней – в радиусе примерно 15 км. от Миккели не так давно понаставили полицейских радаров (о чём оповещают желтые прямоугольные знаки с условным изображением фотокамеры).

Даже без карты заблудиться в Финляндии весьма трудно, так как указатели направлений появляются перед глазом именно тогда, когда нужно. Да еще и одна табличка будет стоять метров за 500 до нужного поворота, вторая – непосредственно на перекрестке, или боковом отводе. Если у вас есть бумажная карта – то вы уже король направлений. Не говоря о навигаторе. В любом случае перед поездкой воспользуйтесь картами Google и прочитайте предыдущий абзац еще раз. Увеличьте масштаб и посмотрите, как ехать мимо Лаппенранты и сквозь Миккели. И больше никаких трудностей. Лично у меня, даже в самом начале вождения автомобиля, не возникало проблем доехать до какого-либо населённого пункта внутри Финляндии. Посмотрел по карте, в каком направлении ехать, где примерно сворачивать и вперед по указателям. Блуждал уже внутри городов – в Хельсинки, например. Адрес погранично-таможенного пункта Нуийамаа, если потребуется вбить его в навигатор: Rajatie 124, Nuijamaa.

Поездка на машине по Финляндии: особенности национального автомобилевождения

Логотип сети «ABC»

А теперь – полезности и особенности. Если вы долго простояли на границе и хотите перекусить, то лучше это сделать около Лаппенранты (а точнее – перед ней). Там по пути попадется большой комплекс типа «магазин-кафе-заправка» под названием «ABC Viippurinportti». Между Лаппенрантой и Миккели все подобные точки на ночь закрываются. Следующая круглосуточная точка «Neste» попадется уже почти перед самым Миккели. А далее – только уже почти в Ювяскюля. Так как дорога между Лаппенрантой и Миккели весьма извилиста и с ограничением по скорости «80», в непогоду зимой ехать будете эти несчастные 120 километров часа два, не меньше.

Часто замечал, что некоторых «крутых перцев», бодро обогнавших меня, как стоящего, в погранзоне перед русской таможней (ограничение скорости «60») и, разумеется, вставших в очередь раньше, потом нагоняю буквально в пятистах метрах от выезда с финской таможни, где они, растеряв свою крутость, почему-то тащатся не более 70-ти километров в час, при ограничении «80». Смею вам сообщить, дорогие мои, это вас характеризует весьма однозначно и однобоко. Такое «принижение» скорости – тоже крайность. В Финляндии принято ехать в потоке. Если вы превысите скорость на 5 км/ч, то вам за это ничего не будет. Если будете ехать вместе со всеми 90 км/ч под знак «80» - тоже ничего страшного, местная полиция не будет выцеплять именно вашу машину из «состава» в десяток транспортных средств.

И «я ехал в потоке вместе со всеми» - хорошая отмазка в случае, если вы реально превысили и попались. Даже в местных автошколах учат, что не надо собирать за собой паровозы из раздражённых вашей тихоходностью водителей, это гораздо хуже, так как обгон (особенно резкий и с эмоциями) – более опасная штука, чем простое превышение скорости. Также не надо ехать постоянно по левой полосе с «принижением», можете элементарно получить «в зад», особенно зимой. Финны стараются даже в случае двух рядов в одном направлении ехать по правому, а более тихоходный транспорт обходить по всей науке – с перестроением, поворотниками и возвратом обратно на правую полосу. Если из-за рядом идущего грузовика выскочит такой «обгоняющий», идущий на высокой скорости, то знайте – он не предполагает, что на левой полосе едет что-то еще более тихоходное.

Также принято из вежливости слегка притормаживать выпускать въезжающих на трассу с разгонных полос, особенно зимой, когда скользко, и возможности по разгону и торможению сильно ограничены. Поступайте также, и ждите подобного от тех, кто впереди вас.

В любом случае, чем равномернее вы едете – тем лучше. Финны привыкли к такому стилю езды, и у них есть странная привычка утыкаться вплотную к впередиидущему, намекая на слишком низкую скорость последнего, и/или о готовности обогнать. Если вам вдруг резко захочется повернуть налево с неожиданным торможением – результат предсказуем. С другой стороны, вы тоже можете намекнуть, что такое поведение вам досаждает: в момент наиболее короткой дистанции коснитесь слегка педали тормоза (чтобы сработали тормозные огни), показав тем самым своё стойкое нежелание и невозможность ехать быстрее. «Прилипала» отскочит, как ошпаренный.

Дороги в Финляндии обычно извилисты и изобилуют подъёмами и спусками. Хоть грузовики тут мощные и в хорошем состоянии, в большинстве своём бегают резво, но иногда надо их обгонять. Гружёные фуры крайне тяжело карабкаются на крутые местные горки. Но на подъёме обгонять опасно и запрещено правилами, разметкой и знаками. Идеальный вариант – дождаться специального расширения дороги, так называемой «обгонного участка», где можно проскочить вперед без выезда на встречку. Только вот беда, на маршруте Лаппенранта-Миккели-Ювяскюля такой участок только один, а грузовиков много даже ночью. Если будете обгонять на спуске, учитывайте, что тяжелый грузовик разгоняется также быстро, как и замедляется на подъёме. Да и водитель тяжеловоза старается набрать на спуске больше скорости, чтобы без проблем заползти на следующий подъём. Поэтому – старайтесь побыстрей и чуть более осторожно оценивайте дистанцию до встречных автомобилей.

Полиция в Финляндии крайне редко сидит с радарами «в кустах», но и такое бывает. Правда, обычно только в черте города и на второстепенных дорогах. На основных трассах может встретиться самая неприятная штука. Едет машина (или стоит на автобусной остановке) вполне себе гражданского вида, но с соответствующей аппаратурой. А километра через два – уже нормальный полицейский микроавтобус с мигалкой, который и тормозит всех нарушителей, кого выявила первая машина. Особенно этим опасны дороги около Лаппенранты и в Хельсинки.

Таксисты – те ещё сознательные граждане (неполиткорректно выражаясь – попросту «стукачи»). Хорошо это, или плохо – вопрос вторичный. Будьте уверены, что грубое нарушение правил тут же будет передано по средствам связи ближайшему полицейскому участку. Более того, местные служители закона, в соответствии с нордическим характером, не будут гоняться за вами по всей Финляндии, весело моргая мигалками. Для финских автомобильных номеров они всегда могут узнать адрес и телефон владельца машины. Думаете – российские номера вгонят их в ступор? Ага, уже вогнали. На границе всех спрашивают: «Куда едъетте?». И вы, разумеется честно, отвечаете: «В Ювяскюля, гостиница такая-то, вот путёвка», или «К приятелю на праздники – вот приглашение». Иначе вас и не пустят, кому нужен формально бездомный автотурист? Так вот, гоняться никто не будет, просто запросят у пограничных служб ваш пункт назначения и мирно будут дожидаться вас на стоянке около дома (гостиницы, кемпинга и т.п.).

Товарищ ехал, причем на машине с финскими номерами, и стал слегка подзасыпать. Что привело к некоторому вихлянию автомобиля. Какой-то таксист (более того, это мог быть даже простой обыватель на личном транспорте) «просигнализировал» о подозрительном стиле езды куда надо. На стоянке возле дома, около парковочного места уже стоял наряд полиции, представитель которого вместе с «добрый вечер» сразу и протянул алкометр, недвусмысленно намекая на необходимость окончательного решения возникшего вопроса. На приборе высветились нули, стражи порядка подобрели и завели пространный разговор, сочувствуя уставшему водителю, извиняясь и задавая различные вопросы. Это, понятное дело, не глупая болтливость скучающих служащих, а своеобразная проверка на адекватность восприятия и наркотики, так как алкотестер не выявляет наркотическое опьянение. Поэтому – не раздражайтесь и не нервничайте. Не вздумайте сказать, что вы ночь не спали и после этого уже 12 часов за рулём! Это тоже нарушение! Ребята и девчата находятся при исполнении и работают, в данный момент, с вами лично. Местная полиция вальяжна и нетороплива, просто так вы им абсолютно по-барабану и от безделия вам трепать нервы никто не будет.

Если вы вдруг сзади заметили моргающую синими огнями «люстру» и услышали характерный вой сирены – не дёргайтесь, а присмотритесь. Возможно это вообще скорая помощь куда-то несётся. Или даже полиция, но не за вами, а по своим делам. По финским правилам вы обязаны немедленно уступить дорогу, приняв вправо, насколько это возможно и остановившись. Пропуская машины экстренных служб на узких городских улицах можно даже вскарабкаться на тротуар, ничего вам за это не будет, пропустить скорую и полицию на место аварии гораздо важнее. Если же полиция захочет остановить лично вас, то в дополнение к «люстре» включится еще особый моргающий красный фонарь, вы его обязательно заметите, свет от него направлен вперед. Примите вправо, остановитесь, где удобнее и ждите, они сами подойдут. Выбегать с машины и суетливо искать по карманам документы не нужно, вполне возможно, что вам просто предложат «дыхнуть» и посмотрят, кто сидит в салоне.

Важно помнить, что все находящиеся в машине должны быть пристёгнуты, а малолетние дети – зафиксированы в своих детских креслах.

Если вы неопытный автотурист и едете на машине в Финляндию первый раз, то рекомендую также прочитать несколько статей про заправку машины в Финляндии. Если у вас дизель, не забудьте зимой заправиться зимним видом дизельного топлива. Погода в Питере и Ювяскюля может кардинально отличаться (обычно – в сторону минуса).

Счастливого вам пути, ни жезла, ни гвоздя.






Версия для печати Комментарии (1)


Мнения посетителей
06.09.2010 19:02
Спасибо
Спасибо Вам большое за подробное описание поведения на дороге Финляндии! Нам это ОЧЕНЬ пригодится!!!
Задать вопрос, оставить отзыв или комментарий 

:
:

Указывать адрес электронной почты необязательно.

:

HTML и BBCode форматирование тут работать не будет.

:

 



Другие статьи по теме
А вы знаете, что…
…на изучение финского языка до уровня «могу изъясняться» у русскоговорящего человека уходит в среднем около двух лет.